Выплата по страховому случаю
Порядок досудебного урегулирования страховых споров
Многие, кому приходится сталкиваться со страховыми организациями, задумываются над тем, возможно ли урегулировать возникший страховой спор без обращения в суд? Статистика страховых споров и методов их урегулирования, говорит о том что, такой вариант не возможен.
Она же говорит о том, что в 99% случаев получить надлежащую вам выплату возможно только при наличии соответствующего решения суда. Но если вы категорически не хотите в него обращаться, и вознамерились отвоевать положенные вам денежные средства другим путем, то вам необходимо обладать определенными познаниями, чтобы сделать все правильно и не потерять драгоценное время.
Если страховая организация отказывается добровольно осуществить выплаты по страховому случаю, вам необходимо составить и направить претензию в адрес самого страховщика, а затем составить и подать жалобу в Федеральную Службу страхового надзора. Говорить об эффективности какого-то одного из этих вариантов не приходится, поэтому лучше всего сразу направлять и претензию и жалобу.
Составление претензии
С учетом того, что претензия в адрес страховой организации не признана процессуальным документом, нет и стандартного бланка или формы ее написания. Она составляется в виде делового письма в свободной форме. А именно:
- В верхнем правом углу располагается шапка, в нее входит: наименование и адрес нахождения организации, ФИО и адрес проживания отправителя.
- Посередине письма с большой буквы пишется слово: «Претензия».
- И уже дальше в свободном стиле излагается суть претензии и обстоятельства, послужившие наступлению страхового случая, когда и к кому вы обращались, с просьбой выплатить вам надлежащие денежные средства, от кого и в какой форме получали отказ в этом. Так же, необходимо указать обстоятельства, которые дают вам право на получение страховой выплаты. Все эти факты надо указывать со ссылками на конкретные статьи законодательства или пункты страхового договора.
- Далее в претензии указываются ваши требования о выплате денежных средств и срок, в который вам обязаны ответить на претензию. Этот срок составляет одну неделю с моменты подачи претензии или 5 рабочих дней со дня получения организацией письменной претензии.
- В самую последнюю очередь указывается дата написания претензии, ставится подпись автора и ее расшифровка (ФИО сокращенно).
Не стоит излагать множество фактов и нормативных актов, подтверждающих вашу правоту. Во-первых, никто не будет читать длинные тексты, во-вторых, если дойдет дело до суда, то юристы этой организации должны самостоятельно готовится к процессу, а не по вашей готовой позиции, в-третьих, чем меньше у них будет времени для подготовки к процессу, тем это лучше для вас.
Составление жалобы
Если составление претензии не составляет большого труда, то составление жалобы еще проще:
- Верхняя шапка та же что и в претензии.
- Далее посередине листа пишется слово: «Жалоба».
- Дальше идет изложение текста жалобы, так же в свободной форме. Вам необходимо написать о произошедшем страховом случае (очень коротко, только даты и факты), в какую страховую компанию вы обращались за получение выплаты, когда и кем вам был в этом отказано.
- Далее необходимо перечислить «Приложение», то есть документы, или копии документов подтверждающих ваши слова: если есть копия документа подтверждающего наступление страхового случая и установление виновного, копию претензии направленную ранее в страховую организацию, и если вами уже получен от них ответ, копию ответа.
- В последнюю очередь вы излагаете свою просьбу таким образом: пишете слово «Прошу», ставите после него двоеточие и на следующей строке указываете свою просьбу, в этом случае она будет выглядеть так: «Прошу вас принять меры к такой-то организации по возврату мне суммы страховой выплаты и сообщить мне о принятых мерах по адресу указанному в этой жалобе».
- И самое последнее - это дата, ваша подпись и ее расшифровка.
И претензию, и письмо следует отправлять только по почте, и исключительно заказным письмом с уведомлением. Делается это для того, что бы у вас на руках имелись неопровержимые доказательства того, что и письмо и претензия были получены организациями. В последствие если дойдет дело до судебного разбирательства это может стать еще одним вашим преимуществом.
Отправляя эти письма, обязательно составляйте описи вложенных в них документов в двух экземплярах, один вкладывайте в конверт, другой оставляйте у себя. При этом конверт с документами необходимо приносить на почту незапечатанным.
Так, сотрудник почты при вас сверяет наличие документов на отправку с составленной вами описью, после чего на описи ставится почтовый штамп, конверт запаковывается, и вы получаете квитанцию о почтовом отправлении. Самое главное для вас - не потерять впоследствии ни второй экземпляр описи, ни квитанцию.
Если ваше письмо доставляется по городу, то это займет 5-6 рабочих дней, если же в другой город или область - не менее 14 дней. Таким образом, чтобы примерно посчитать, через сколько вам ждать ответа, прибавьте дни на доставку письма: +5 рабочих дней на ответ и + столько же дней на доставку их письма к вам. И того в среднем выходит 2-3 недели по городу и более месяца если организация расположена за его пределами.
Также имейте в виду, что у страховых организаций имеются свои установленные законодательством сроки на произведение страховых выплат и принятие по ним решений. Но вы не обязаны ждать, и если впоследствии вы будете обращаться в суд, ваша попытка урегулировать спор в досудебном порядке будет рассматриваться как дополнительный плюс.
Пишите претензии и жалобы, а если и они не принесли результата обращайтесь в суд. Адвокат Россинский А.В. окажет вам квалифицированную юридическую помощь.